Тивяков Сергей Дмитриевич. Профессор
кафедры экономической географии и методики преподавания
географии Кузбасской государственной педагогической академии.
Родился в селе Салтымаково Крапивинского района
Кемеровской области 13 февраля 1940 года в семье учителей.
После окончания Салтымаковской средней школы в 1957
году поступил на географический факультет педагогического
института в г. Новокузнецке. Был оставлен работать на кафедре,
где прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой.
Учился в аспирантуре Московского государственного
педагогического института имени В. И. Ленина на кафедре методики
преподавания географии. Кандидат педагогических наук (1984 г.)
Основные этапы деятельности:
1961 -1962 гг.
- учитель Симбирской восьмилетней школы Ижморского района
Кемеровской области.
1962 -1964 гг.
- ассистент кафедры географии Сталинского государственного
педагогического института.
1964 -1965 гг.
- служба геодезистом в ракетно-космических войсках.
1965 -1970 гг.
- ассистент кафедры экономической географии Новокузнецкого
государственного педагогического пединститута.
1970 - 1974
гг. - старший преподаватель, зам. декана
естественно-географического факультета Новокузнецкого
государственного педагогического института.
1974 - 1977
гг. - аспирант кафедры методики преподавания МПГИ имени В.
И. Ленина.
1977 -1987 гг.
- ст. преподаватель кафедры экономической географииНГПИ.
1987 -1991 гг.
- зав. кафедрой экономической географии НГПИ.
1991 -1995
гг. - проректор по научной работе НГПИ, профессор (1993 г.)
1995 - 2000
гг. - зав. кафедрой экономической географии НГПИ.
2000 - по
настоящее время - профессор кафедры экономической географии
и методики преподавания географии Кузбасской государственной
педагогической академии, руководитель
научно-исследовательской лаборатории регионального
компонента образования КузГПА.
Автор более 150 публикаций - монографий, учебных пособий,
атласов, карт, статей. Участник 2-го Всероссийского слета
туристов России (1960 г.), Научный руководитель краеведческих
экспедиций "Кия - 1997,1998гг.", "Скалистые горы - 1999г.", "Кемеровская
область - 60 лет", "Тропою угля - 2005г." Награды и почетные
звания: Лауреат премии
Кузбасса (3 степени), Почетный работник высшего
профессионального образования, академик, лауреат приза "Золотой
компас" Международной Московской академии детско-юношеского
туризма и краеведения. Увлечения: путешествия и самодеятельный
туризм, поэзия и садоводство.
Если хвалят тебя, не
гордись -
Далека к совершенству дорога.
Если хают тебя, не сердись -
Недостатков у каждого много.
Н. Асеев
В раннем детстве я очень любил слушать, как поют моя бабушка и мама.
Зачарованный, я вслушивался в смысл слов и гармонию мелодий. Затем в
школе постигал поэзию русских и советских поэтов. Стихи А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова остались надолго в памяти. От отца,
погибшего в первые месяцы войны, осталась неплохая библиотека. В школе
начал писать стихи. Но мои школьные опыты унесло наводнение реки Томи
вместе с отцовской библиотекой в 1958 г.
В студенческие годы открыл для себя поэзию Сергея
Есенина и Сергея Чекмарева.
В шестидесятые годы в институте мы распевали песни Юрия
Визбора, Ады Якушевой, Юлия Кима. Я продолжал писать стихи и песни,
откликаясь на радости жизни. Походы и путешествия, работа со студентами
на дальних полевых практиках находили отражение в стихотворных
набросках. Со временем пришли размышления о смысле жизни. Вспоминая
пережитое, старался постичь главное. Но считал, что стихи - дело личное.
Для меня работа над словом стала работой над образом,
поиском точной мысли. Только достигнув пенсионного возраста, подумал: а
вдруг мое душевное состояние, выраженное в стихах, станет созвучным
состоянию современных молодых людей и поможет им в обретении своего «Я».
Может быть, они, прочитав эти строки, испытают чувства, пережитые мною,
и часть моего оптимизма и радости жизни поможет им в преодолении
жизненных ситуаций.
Поэтому взявшему в руки этот сборник я скажу: Не стесняйся
поведать свои мысли бумаге -
В строках есть откровенья
мятежной души.
Нужно только немного
любви и отваги,
Если все это есть, то
садись и пиши.
Родная сторона
Я родился в селе над широкою Томью,
Где тайга выбегает на берег реки.
Мое детство прошло, как сегодня, я помню,
На душистых лугах, где цветут огоньки.
Где на утренней зорьке встречали рассветы,
На покосах росистые травы косили,
От родимой земли набирались мы силы,
Прежде чем разбежаться по белому свету.
И сейчас, через годы, всегда вспоминаю
Салтымаковский яр над широкой рекою,
Огоньки на поляне, цветущие в мае,
И на сердце моем и светло, и спокойно.
* * *
Ветер свеж, упрям и резок -
Он толкает меня в грудь,
Треплет белые березы,
Не дает он мне вдохнуть
Запаха родного поля,
Свежескошенной травы,
Увидать всего раздолья
Приильменской стороны.
Где я рос, учиться бегал
В школу на крутом бугре,
Где впервые я изведал
Счастье, выпавшее мне.
Где мечтал я о девчонке
С длинной русою косой,
Где я бегал в рубашонке
Голопупый и босой.
* * *
Старая милая улица,
Где я родился и рос,
Где в пыли роются курицы,
Где разбивал не раз нос,
Где босиком с ребятишками,
Прут оседлавши верхом,
Мчались мы с гиком и свистами
К речке с горячим песком.
Там на закате пылающем
Тихо бронзовки гудят...
Вспомнил я прежних товарищей,
Школьный запущенный сад.
Словно забытые фрески,
Я вспоминаю порой
Милую улицу детства,
Сад над рекой
* * *
Я
рос в краю густых черемух,
В краю горящих огоньков,
В весенних синих перезвонах
Под крышей белых облаков.
Мне песни тихо пели сосны
На желтых томских берегах,
Где шустрая девчонка осень
Играла с ветром на стогах.
И голубыми вечерами,
Смотря на дальнюю звезду...
Мне видится купальниц пламя
И листья желтые в пруду.
* * *
Учились мы с хода, с боя
Любые преграды брать,
И эти бои, не скрою,
Меня научили стоять.
Стоять на своем - и точка,
Добиться чего захотел.
Шагать по планете прочно
И в жизни искать удел.
Удел не слабых, а сильных,
Чтоб пламенем ярким пылать
И чтобы в делах обильных
Я радость умел увидать.
* * *
Я вспомнил милую сторонку
В ядреной зелени луга.
Свою далекую избенку
И крик лихого петуха,
Закат над сонною деревней
В тумане дремлющий овин,
Черемух цвет весною пенный
И журавлей летящих клин.
Я вырос здесь и всей душою
Люблю кузбасский милый край...
Леса с багряною листвою
И яркий, с огоньками май.
* * *
Горная Шория, Горная Шория.
Слышится в слове поступь истории...
Видится - горных хребтов долголетие,
Гор - над которыми мчатся столетия.
Горная Шория - реки кристальные,
Слышна над Кондомой песнь величальная.
Это легенды слагают сказители,
Здравицу Шории и ее жителям.
Кедрам, что в синее небо возносятся,
Соболю, что в кедрах вихрем проносится,
Недрам, где скрыты богатства несметные
И слаломистам, спорящих с ветрами.
И я желаю, Горная Шория,
Пусть продолжается твоя история,
Светлою радостью жизнь твоя полнится,
И над тобой светит ясное солнце.
Томь
В горах Кузнецкого Алтая
Там, где витают облака
Цветами радуги играя,
Бежит по камням Томь - река.
Через таежные просторы
По горношорской стороне.
Сверкают томские узоры
На белокаменной волне.
Поток реки бурлив и юрок,
Кипит в прозрачной глубине.
Томь воспевал Геннадий Юров.
Петь о Томи - приятно мне.
Я тоже на Томи родился
И вспоен томскою водой. На
ней я плавать научился,
Играя с пенистой волной.
И где бы ни был я порою
На нашей матушке Земле
Образ Томи всегда со мною
И песнь ее звучит во мне.
И вижу, как в горах Алтая
Там, где витают облака
Цветами радуги сверкая,
Бежит по камням Томь - река.
* * *
В густых тальниках Ильменки,
В зеленой траве густой
С товарищем детства Генкой
Я часто бродил весной.
Сломив себе гибкие прутья,
Мы мчались среди лугов
И ясным притихшим утром
Разили мнимых врагов.
Летели головки лука,
Как головы беляков,
И длинный зеленый куколь
Валился среди цветов.
"Толерантность
означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия
культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой
индивидуальности"
Статья 1
Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО
* * *
Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить