Башкирский фольклор
распространен не только в Башкирии, но и в сопредельных Саратовской,
Самарской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской
обл., в Татарстане, где компактно проживают башкиры, а также в
Республике Саха, Тюменской обл. и в ряде стран СНГ.
По составу родов и жанров башкирский фольклор во многом
сходен с фольклором других, в частности, тюркских народов. В то же время
есть в нем много отличительных особенностей. Одним из древнейших жанров
башкирского фольклора считаются кубаиры-эпосы, которые бывают сюжетными
и бессюжетными. Сюжетные кубаиры представляют собой эпические поэмы, а
бессюжетные - оды, поэтические насихаты - дидактические стихи.
Хронологические границы кубаиров-эпосов (КЭ) охватывают период начиная с
времен разложения первобытного родового общества до эпохи позднего
феодализма.
Наиболее древними кубаирами являются всемирно известный
"Урал-батыр", а также "Акбузат". По своей тематике кубаиры-эпосы делятся
на героические и бытовые. К первой относятся уже названные КЭ, кроме
того эпосы о межплеменных усобицах ("Алпамыша", "Кусяк-бий"), о борьбе
против татаро-монгольского ига ("Идукай и Мурадым", "Таргын и Кужак", "Ек-мэргэн",
"Мэргэн и Маян"), о борьбе с иноземными захватчиками и против
колонизации ("Карас и Акша", "Карахакал", "Батырша", "Юлай и Салават");
ко второй - мифологические и связанные с культом животных ("Заятуляк и
Хыухылыу", "Акхак-кула", "Кара юрга", "Конгур-буга"), о дружбе и
единстве родов и народов, о любовных и семейных отношениях ("Куз-Курпяс",
"Алдар и Зугра", "Юсуф и Зулайха", "Тагир и Зугра", "Последняя песня", "Байрамбикэ
и Татлыбай"). В кубаирах-одах восхваляется красота родного края, к-рый
олицетворяется в образах Урал-Тау, Яика и Агидели, воспеваются подвиги
легендарных батыров (Мурадыма, Акшана, Сукана, Суры, Салавата и др.). А
в кубаирах-насихатах раскрывается морально-этическое кредо башкир. Песни
башкир по жанровым признакам делятся на лиро-эпические, лирические и
такмаки. По тематике башк. песни образуют две большие группы -
исторические и бытовые, имеющие свои внутренние подгруппы. В
исторических песнях нашла отражение история башкир: память о Золотой
Орде ("Золотая Орда"), о ханах-завоевателях ("Буягым-хан и Акхак-Тимер"),
борьба против колонизации края ("Карахакал", "Салават-батыр", "Салават и
Пугачев"), участие в Отечественной войне 1812 ("Вторая Армия", "Кахым-туря",
"Кутузов", "Любизар" и т.д.), о кантонных начальниках ("Кулуй-кантон", "Кагарман-кантон",
"Абдулла-ахун" и т.д.), о беглецах-борцах за социальную справедливость
("Буранбай", "Ялан-Яркай", "Бииш-батыр", "Газибак-Насыр" и т.д.), об
армейской жизни и пограничной (линейной) службе ("Армия", "Карпат",
"Перовский", "Циолковский", "Акмасет", "Сыр-Дарья", "Порт-Артур" и
т.д.). Мн. ист. песни пронизаны идеей дружбы народов, Большого
Отечества. Широк и разнообразен тематический диапазон бытовых песен и
такмаков (вроде частушек). Самым молодым поэтическим жанром считается
баит, примыкающий, с одной стороны, к песням с эпическим содержанием, с
другой - к преданиям, лирическим песням. В отличие от песен баиты не
имеют определенной мелодии, прикрепленной к одному тексту. Они обычно
слагаются по поводу несчастных случаев и носят характер элегии, но
бывают также сатирические и типа оды. Близки к баитам в жанровом
отношении, а также по форме исполнения мунажаты, стихи с религиозным
содержанием и воспевающие загробную жизнь. Баиты пользуются ограниченным
количеством мелодий.
Устную народную прозу в
Б.Ф. представляют акияты (сказки), легенды, риваяты (предания), хурафати
хикая-былички, хэтирэ (сказы и устные рассказы), а также
кулямасы-анекдоты. Башк. сказки как самостоятельный вид нар. прозы (кархуз)
включают в себя сказки о животных, волшебные и бытовые, к-рым в свою
очередь присущи внутрижанровые разновидности. Легенды и предания имеют
установку на этиологию и преподносятся как повествование подлинных
историй, хотя первые зиждутся на фантастическом вымысле, последние
представляют собой рассказы реалистического характера. Репертуар легенд
восполняется за счет рассказов о встречах с демоническими силами (ен-ведьмами,
шайтанами, эйэ-хозяевами дома, водоемов т.д.; шурале, пярий, албасты,
бисура); риваяты же - за счет хэтирэ-воспоминаний, потерявших свое
"авторство". Кулямасы относятся к малым юмористическим жанрам. Среди
подобных жанров выделяются еще насихаты (притчи), басни-миниатюры и
лакапы. По пафосу кумалясы тяготеют к сатирическим сказкам, насихаты - к
новеллистическим, басни - к сказкам о животных, лакапы представляют
собой разговорно-фольк. клише, образующее локальный афоризм, связанный с
определенной анекдотической ситуацией. Кроме сатирических сказок и малых
юмористических форм, в Б.Ф. бытуют кульдурук (небылицы) и ымхындырык
(докучные сказки). Афористические жанры в Б.Ф. представляют макал
(пословицы), айтем (строфы, состоящие из нескольких пословиц), тапкыр
хуз (поговорки), а также йомак, табышмак (загадки). Корни мн.
традиционных образов, мотивов и сюжетов уходят в мифологию. А по
мифологическому представлению предков башкир горы, реки, деревья,
небесные тела, природные явления -живые существа, человекоподобны
(антропоморфизм) либо звероподобны (зооморфизм). По башк. мифологии мир
состоит из трех ярусов: небесного, наземного и подземного (подводного).
Каждый из них населяют определенные мифические существа, которые по
характеру отношения к человеку классифицируются как злые, добрые и
беззлобные. Особым обилием образов и мотивов, связанных с мифологией
(анимизмом, тотемизмом, верой в магическую силу слова и определенных
действий), отличается обрядовый фольклор. Этот фольклор башкир делится
на календарный и семейно-бытовой, которые отражают быт, трудовой опыт,
заботу о здоровье, обновление поколений, обеспечение хоз. благополучия.
Большим разнообразием и
обилием красок отличается палитра фольклора, связанного с
семейно-бытовым, в частности, свадебным обрядом, который у башкир
представляет собой многоступенчатое театрализованное действие: первая
ступень - бишек туйы (колыбельная свадьба) проводится тогда, когда
девочка и мальчик, которых родители хотят видеть в будущем женой и
мужем, достигают сорокадневного возраста; вторая хыргатуй (свадьба
серег) проводится тогда, когда "жених" в состоянии самостоятельно сесть
на коня и управлять им, а "невеста" может носить воду (в этом случае
мальчик дарит нареченной серьги). После этих символических свадеб и
достижения молодыми совершеннолетия устраивается настоящая свадьба -
никах туйы (брачная свадьба). До тех пор, пока жених не уплатит махар
(калым), запрещается увозить невесту, показывать свое лицо тестю и теще,
поэтому он к ней приходит поздно вечером и лишь в назначенные дни. Перед
проводами невесты в дом жениха устраивается сенгляу: подруги невесты и
молодые жены старших братьев от ее имени причитают, выражая свое
отношение к родителям, родным, жениху и свекрови.
В башкирском фольклоре
прослеживается двоеверие - сочетание языческих обычаев с канонами
ислама. Особенно сильно было влияние ислама в погребальных обрядах. В
совр. условиях в Б.Ф. просматриваются четыре тенденции: бытование
традиционных жанров; возрождение старинного песенного репертуара и
творчества сэсэнов; рост интереса к национальному обряду, к народным
праздникам; развитие художественной самодеятельности. |